Vkontakte
Email

Термоядерный Джем — одна из первых советских рэп-групп, существовавшая с 1989 по 1994 г., в состав которой входили Тенгиз, Хотаб, Репа, Шуруп, Малой, впоследствии ставшие участниками проектов Пьянству Бойс, Мистер Малой, Два Птеродактиля, Отпетые Мошенники, Дэцо, Bad B Alliance.
TJAM_Rapiristi_artwork_600

Альбом Термоядерный Джем — Рапиристы (1992) в iTunes
Альбом Термоядерный Джем — Рапиристы (1992) в Google Play

Группу Термоядерный Джем основали Тенгиз (Денис Чернышов) и Хотаб (Мераб Садыков) в Ленинграде в 1989 г. Название проекта является отсылкой к аварии ядерного реактора на Чернобыльской АЭС 1986 г. В период 1989-1991 гг. Ти-Джем записал несколько песен, в том числе “Буду погибать молодым”, основной вокал в которой исполнял Хотаб.

Первое выступление группы состоялось в музыкальной телепрограмме “Да” на Ленинградском ТВ в 1991 г. с песней “Рапиристы”. В апреле Термоядерный Джем занял 1е место в фестивале Рэп Пик 91. В записях и концертах группы стали принимать участие Репа (Андрей Репников), Шуруп (Андрей Бабурин), а также английский DJ и MC Luke Mills, который в то время учился в Ленинградском университете.

В 1992 году в состав Ти-Джема вошел Малой (Андрей Цыганов), первые треки с которым были записаны на домашней студии Репы. В 1992 году Ти-Джем выпустил кассетный релиз “Рапиристы”. В 1993 г. песня “Буду погибать молодым” в исполнении Малого и Ти-Джема попадает в хит-парады радиостанций Максимум, Европа+, радио Балтика.

В 1994 г. название Термоядерный Джем постепенно перестаёт использоваться. Тенгиз и Хотаб становятся участниками проекта Мистер Малой в качестве авторов текстов и музыки, а также бэк-вокалистов. Шуруп становится членом группы Дэцо, совместно со Скалей (экс-Bad Balance) и Хромом (экс-Мальчишник). Репа создаёт проект Два Птеродактиля, а позднее пишет песни для группы Отпетые Мошенники и становится её участником.

В 1997 г. Тенгиз и Хотаб создают группу Пьянству Бойс, получившую известность альбомом “А и Б сидели на игле”. Хотаб меняет свой псевдоним на Хот, чтобы не ассоциироваться с чеченским боевиком Хотабом.

В 1999-2003 гг. Тенгиз и Шуруп работают в Москве, на студии Миксмедиа, в объединении Bad B Alliance в качестве звукорежиссеров и саунд-продюсеров. Основными проектами Миксмедии были Децл, Легальный Бизнес, Bad Balance, Белый Шоколад.

В начале 2000х гг. Хот заболел туберкулёзом легких. В 2009 году его не стало.

В 2010 г. Тенгиз уехал в США и открыл там рекординг студию. Шуруп переехал в Индонезию, на остров Бали.

В июне 2016 г. Репа (Андрей Репников) попал в тяжелую автомобильную аварию. Все средства, вырученные от реализации альбома Термоядерный Джем “Рапиристы”, будут направлены на его поддержку. Связаться с семьёй Андрея можно здесь https://vk.com/id8020369

1991_TJAM_Rappik_Afisha
На фестивале выступали: Термоядерный Джем, Bad Balance, Дубовый Гай, Имя Защищено, Искусственное Дыхание, Академия-2, Factory of House, Репа и ещё нескольно групп, названий которых не сохранилось.
В то время наиболее профессиональной рэп-группой в Ленинграде (а возможно и в СССР) была Чёрное и Белое, у которой на момент проведения Рэп Пик 91 уже был выпущен альбом Вася-хулиган (1990) и снят клип, который ротировался по ТВ.

1991_TJam_Rappik_color
В финале фестиваля на сцену были приглашены Термоядерный Джем и Bad Balance.
Победителей определяли зрители. Стас Родионов, ведущий популярной в то время музыкальной ТВ-программы “Да”, просил зал поочередно пошуметь за Ти-Джем и Bad B. Термоядерный Джем поддерживала большая тусовка с Просвета (район Питера), а также компания первого ленинградского DJ Габриэля Воробьёва, и по результатам голосования зрителей первое место присудили Ти-Джему.
(Надо отметить, что существует альтернативная версия распределения призовых мест, но так так как дипломов и грамот на фестивале не вручалось, подтвердить или опровергнуть её невозможно.)

1991_TJAM_Rappik_Akkredit

1991_TJam_Repa_Yanis_Kefir_color
Кефир и DJ Вольф были участниками группы Имя Защищено. Вольф также принимал участие в некоторых песнях Термоядерного Джема как DJ. На альбоме Рапиристы он делал скретч в песне Knockout (которую исполняет Шуруп) и участвовал в продакшене трека Бледный (песню исполняет Репа).
В настоящее время Кефир работает на Радио Рекорд и выступает с ди-джейскими гастролями, Вольф живет в Германии. Брат Вольфа, Вольт — участник коллектива Top 9, чемпион мира по брейкдансу.


4-х канальная портастудия Amstrad. На таком аппарате записывались первые треки Ти-Джема (а позднее, и группы Дэцо). Так как компьютеров и сэмплеров в то время в СССР практически не было, то бит прописывался на один из каналов по фрагментам, методом «запись-пауза». Сигнал на запись обычно шёл с винила на вход портастудии, в конце музыкальной фразы (сэмпла) было необходимо нажать на паузу. Сэмпл возвращался к началу, пауза отжималась, и так по кругу. Нажимать на паузу нужно было очень чётко и в строго определённый момент, иначе бит получался кривой, и всё приходилось переписывать сначала.

1991_TJam_Oktiabrsky
Финальный концерт музыкальной ТВ-программы “Да”, проходивший через несколько дней после Рэп Пик 91. Программа транслировалась еженедельно на ленинградском ТВ в начале 90х. В конце каждой передачи был небольшой блок, представляющий молодых артистов. В таком блоке и появился Термоядерный Джем с первой версией песни “Рапиристы” (на альбоме она идет под названием “Рапинь”).

TJam_1991cassette
В самых первых своих треках Ти-Джем ориентировался на кричащую манеру Beastie Boys, так как других рэп-записей в СССР было очень мало, и добывать их было не легко.
В то время фраза “Добавить в Мои аудиозаписи” означала примерно следующее: встать в воскресенье пораньше, поехать в магазин за кассетой, потом в киоск звукозаписи, чтобы выбрать и заказать что-нибудь из новинок, заплатить 1-3 рубля (обед в школе стоил 20 копеек), вернуться домой. И на следующий день съездить забрать кассету с записанным/“добавленным” альбомом.
Был еще вариант съездить на “толпу” (черный рынок около ж/д станции Девяткино), чтобы взять в аренду на неделю виниловую пластинку, оставив залог 25-50 рублей. Но на “толпу” совершались милицейские налёты, к тому же 25 рублей в то время были солидными деньгами.

1991_TJAM_Shooroop_Vizitka
Шуруп (Андрей Бабурин) вошел в состав Ти-Джема сразу после фестиваля Рэп Пик 91, как директор группы и МС.

1991_TJam_Babushkina_color
Рэп-фестиваль в парке им. Бабушкина назывался РадиС (предположительно по имени организатора Радионова Сергея). Фест поддерживало радио Европа+ и ленинградское ТВ (на фото, за Репой, можно увидеть операторскую руку с телекамерой). За пультом — DJ LA (Bad Balance) и DJ Вольф (группа Имя Защищено). Также выступало несколько московских рэп-групп, в числе которых была Лика МС.
Существует ди-джейский анекдот, согласно которому, во время фестиваля Лика МС спросила DJ LA откуда он берёт свои скретчи. Он ответил, что с любых пластинок. Лика не поверила и сказала, что купила кучу пластов, все их переслушала, и ни одного скретча там не нашла.


В конце 80х-начале 90х, если ты хотел быть хип-хоп ди-джеем и пилить пластинки, у тебя был только 1 выбор — найти проигрыватель Аккорд, так как это была единственная доступная вертушка с «прямым приводом». Это значит, что «блин», на который кладут пластинку, приводится в движение напрямую, а не через резиновый пасик, и соответсвенно, когда ты его притормаживаешь рукой во время скретча, скорость вращения диска не замедляется. Кроме этого, надо было вырезать из драпа окружность размером с пластинку и дырочкой посередине (под названием «слипмат»), чтобы пласт плавно скользил по «блину». И так как ди-джейских пультов ни у кого не было, нужно было сделать «прерыватель» из какого-нибудь мини выключателя, чтобы отрубать звук пока ты возвращаешь пласт в исходное положение.
1991_TJAM_Kirova
Одна из главных точек ленинградских рэп-движений в 1991-1992 гг, ДК им. Кирова. (другие известные места — Ленинградский Дворец Молодежи (ЛДМ), дискотека Курьер и ДК им. Ленсовета, сокращенно — Ленсо). В ДК им. Кирова Термоядерный Джем стал выступать в расширенном составе, совместно с несколькими танцорами. Проект назывался VVR-440/Термоядерный Джем. (ВВЭР-440 расшифровывается как водо-водяной энергетический реактор, один из основных реакторов на атомных электростанциях СССР).

Bibinnik
В начале 90х ди-джеи обычно играли с кассетников или с бобинных магнитофонов, «стык-в-стык», то есть не микшируя песни. Сеня Матик, работавший основным DJ на Рэп-Сейшнах в ДК им. Кирова, был единственным человеком в Ленинграде, который микшировал и скретчил с бобин (примерно так же как и известный латвиец Mr Tape). Матик привозил с собой 2 чемодана синглов, записанных на бобины, на каждой коробке была наклейка с BPM (количество ударов в минуту). Он высчитывал BPM песен при помощи секундомера.
1992_TJAM_Riga
В Риге Термоядерный Джем выступал в составе: Тенгиз, Репа, Luke Mills. (Luke исполняет на альбоме Рапиристы песню This is the Groove). Функции директора группы выполнял Саша Сухомлин (котороого чуть не арестовали на границе из-за отсутствия загранпаспорта, и только красноречие Люка, уговорившего латвийских пограничников, спасло его от задержания).
Рижский Artclub в конце 1991 года привозил на подобный фестиваль группы Имя Защищено и Дубовый Гай.

1992_TJAM_Neon

Одним из плюсов рэп-движения начала 90х было отсутствие скинхэдов. Но с другой стороны, на вечеринках тех времен тусовалось большое количество молодых членов бандитских группировок — тамбовских, казанских, малышевских и т.д. Причем между собой они отношений не выясняли, но могли легко разуть или дать по голове какому-нибудь моднику. Бандитов на слэнге назывли Рэкс или Ракетчик (от слова “рэкет”). Строчка “Рэксу не груби” из Буду Погибать как раз про них.
В самой первой, несохранившейся, версии Буду Погибать Молодым было такое интро:

Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел Хачик банковать.
Вдруг ракетчик выбегает
И в барыгу он стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой,
Погибает Хачик мой.
(банковать — значить продавать наркотики)

1992_TJAM_RepaTengiz

1993_TJam_WhiteNights
На фестивале White Nights/Белые Ночи выступали Vanilla Ice, Salt-N-Pepa, ведущие Yo! MTV Raps — Doctor Dre & Ed Lover. Из местных рэп-групп — Ти-Джем и Bad Balance.

1993_TJAM_NevskyDance_Colored
1993_TJam_TrenserDancer
Ещё одной особенностью рэп-музыки начала 90х были танцы. Большинство рэперов либо сами умели хорошо двигаться, так как были бывшими би-боями, либо имели своих танцоров (известный рэп-факт: Тупак Шакур до начала рэп-карьеры работал танцором в группе Digital Underground).
Ти-Джем тренировался в зале ЛИСТ (Ленинградский институт советской торговли).
Особой популярностью в то время пользовались различные варианты движения Бегущий человек (другое название — Шаги). Атмосферу на хип-хоп танцполе начала 90х хорошо передаёт сцена из фильма House Party (1990)

1993_TJam_bravo

Слушать/Скачать альбом “Буду погибать молодым»
APPLE/iTUNES https://goo.gl/JfUqTz
GOOGLE PLAY https://goo.gl/AUi63u
ЯНДЕКС МУЗЫКА https://goo.gl/Gu9kxJ
Буклет со словарём слэнга https://goo.gl/S72dwb

1993_TJam_Jump

Основным ди-джеем в клубе Jump был Володя Фонарев (в то время работавший под псевдонимом Капитан Фанни). Он сыграл немалую роль в продвижении песни Буду Погибать Молодым, включая её в свои DJ-сэты и программы на Радио Максимум. Кассету с записями Ти-Джема, на которой была Буду Погибать, ему передал Репа, во время гастролей Фонарева в Питере.


В 1993 году состоялись съемки клипа “Буду погибать молодым”. Бюджет клипа равнялся $100 (средняя зарплата тогда составляла $50 в месяц). Поскольку таких денег ни у кого из участников Ти-Джема не было, Тенгиз и Хотаб договорились с продюсером группы Неоновый Мальчик на бартер — они написали 2 текста для Неонового Мальчика (Море по колено и Валя Терешкова), а тот, соответственно, оплатил съемку клипа.

1994_TJam_Global

Последнее выступление Термоядерного Джема, и первое — группы Два Птеродактиля.
(название Два Птеродактиля придумал Тенгиз, также он был соавтором музыки первой песни группы, и, в дальнейшем, альбома Танцор Диско). После того, как солист Птеродактилей Ярик погиб от передоза героином, Репа записал на студии Тенгиза “Доремикс” несколько сольных треков, в том числе “Девушки бывают разные” (Тенгиз опять был соавтором музыки). Через некоторое время эту песню перечитала группа Отпетые Мошенники, в дальнейшем Репа написал большинство их треков, а в середине 2000х вошел в их состав как солист.

1994_SlavianskyBazar

с 1994 года Тенгиз и Хотаб были участниками проекта Мистер Малой как авторы текстов, музыки и бэк-вокалисты. Основной вокал исполнял Андрей Малой. После успешного 1го альбома Буду пАгибать мАлодым, который в основном состоял из перепевок песен Термоядерного Джема, началась работа над 2м альбомом, проходившая на фоне увлечения Малым тяжелыми наркотиками. Как он сам сказал в одном из интервью: “Вместе с Тенгизом и Хотом мы сели в студии писать новый альбом. Дело почти не двигалось: мой барыга жил ровно напротив студии.” Альбом был закончен в 1996 и по сути был неудачным.
В 1997 г. Тенгиз и Хотаб создали группу Пьянству Бойс, наиболее известными песнями которой стали “А и Б сидели на игле”, “Мишанин Шан” и “Руки прочь от Майкла Джексона”.

В 1999 г. вместе с ведущим ТВ-программы “АБВГДейка” Костей Будыкиным (в качестве основного вокалиста) они записали альбом под названием Муй “Точу Ханцевать”, но официального релиза альбома не состоялось. Позднее, песни альбома перечитал реабилитировавшийся Малой.

Tengiz_RadioRecord
В 1997 году Тенгиз работал программным директором Радио Рекорд. В то время Рекорд только начал вещать в танцевальном формате, его слоган был «Радио с танцами».
В 1999-2003 гг. Тенгиз и Шуруп работали в Москве, на студии Миксмедиа, в объединении Bad B Alliance в качестве звукорежиссеров и саунд-продюсеров. Основными проектами Миксмедии были Децл, Легальный Бизнес, Bad Balance, Белый Шоколад.

2000_TJam_Hot_Ten
В начале 2000х гг. Хот заболел туберкулёзом легких. В 2009 году его не стало.
В 2010 г. Тенгиз уехал в США и открыл там рекординг студию. Шуруп переехал в Индонезию, на остров Бали.

________________________________
Над альбомом Термоядерный Джем — Рапиристы работали:
01. Термоядерный Джем
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
02. Рапиристы (Рэп Пик 91)
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
03. Ту Туру Туру
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
04. Буду погибать молодым 1990
Вокал: Хотаб. Бэк-вокал: Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Тенгиз.
05. Миллион Мегадоз
Вокал: Тенгиз. Бэк-вокал: Хотаб. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
скит Шмыг под кожу.
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
06. Бледный (Где парит Репа)
Вокал: Репа. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Тенгиз, DJ Вольф.
скит Небо в тучах.
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
07. Бейс пол
Вокал: Репа. Бэк-вокал: Шуруп, Тенгиз, Малой. Текст: Репа, Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Тенгиз, Репа.
скит Игры слабой доли.
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
08. Буду погибать молодым 1991
Вокал: Хотаб. Бэк-вокал: Тенгиз. Шуруп. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Тенгиз. Скретч: DJ Вольф.
09. Рапинь (Рапиристы 1989)
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
10. Фифти Фифти
Вокал: Малой, Репа, Шуруп, Тенгиз. Текст: Тенгиз, Репа, Шуруп. Продакшн: Тенгиз.
11. Дайте Денег
Вокал: Малой. Бэк-вокал: Репа, Шуруп, Тенгиз. Текст: Тенгиз. Продакшн: Тенгиз.
скит Хрум Шоколадка.
Вокал: Хотаб, Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
12. Knockout
Вокал: Шуруп. Текст: Шуруп. Продакшн: Тенгиз, Шуруп, Репа. Скретч: DJ Вольф.
13. This is the Groove
Вокал: Luke Mills. Текст: Luke Mills. Продакшн: Тенгиз.
14. Меррипит Хаус
Продакшн: Тенгиз.
скит Пиф-Паф.
Вокал: Тенгиз. Текст: Хотаб, Тенгиз. Продакшн: Хотаб, Тенгиз.
________________________________
Дополнительное чтиво:
Тенгиз. Мой Майами. Интервью для Rap.ru, 2014 г.
История альбома Децл — Кто? Ты Шефф, Лигалайз, Шуруп, Тенгиз и другие на the-flow.ru